«Первый случай»: сожительнице ставропольского гаишника присудили компенсацию за конфискованный дом с золотым унитазом - «ГИБДД»
Государство должно заплатить 11,7 млн рублей сожительнице бывшего начальника ГИБДД Алексея Сафонова Елене Псел за землю, на которой был построен знаменитый «дом с золотым унитазом». Сам Сафонов сейчас отбывает 20-летний срок в колонии строго режима за коррупцию и взяточничество. Cуд решил, что участок под его дворцом был построен на честно заработанные средства.

На Ставрополье прокуратура столкнулась с неожиданными сложностями, когда попыталась конфисковать имущество скандально прославившегося бывшего начальника ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова. В ходе процессов об изъятии активов, записанных на его родственников и близких, суд постановил выплатить его любовнице Елене Псел компенсацию за «дом с золотым унитазом» в 11,7 млн рублей.
Напомним, весной этого года бывшего начальника управления ГИБДД по Ставропольскому краю Алексея Сафонова приговорили к 20 годам колонии строгого режима. Черкесский городской суд признал его виновным в создании преступного сообщества, злоупотреблении должностными полномочиями и получении взяток — всего 99 эпизодов. Кроме того, суд назначил ему штраф 100 млн рублей.
Сафонов возглавлял региональную ГИБДД с 2012 по 2021 год, вплоть до задержания. По версии следствия, организованная им преступная группа с 2017 года собирала взятки за пропуск перегруженных фур с зерном по ставропольским дорогам — один «пропуск» стоил порядка 10 тыс. рублей.
Кадры с обыска в доме Сафонова, на которых можно увидеть дорогую мебель, пачки денег и позолоченные унитазы, сразу стали вирусными и породили кучу пародий. Сам Сафонов позже заявил, что проживал в доме, принадлежащем его сожительнице Елене Псел, пять лет. По его словам, всё уже было построено, когда он пришёл, и сам он смотрит на «некоторые моменты дизайна» критически.
Всё вернуть государству
Вскоре после ареста Сафонова прокуратура в ходе надзора за расследованием обратила внимание на имущество, записанное на близких и родственников Сафонова, стоимость которого значительного превосходила доходы, которые владельцы могли подтвердить. Включая и тот самый прославившийся на всю Россию особняк. По заявлению ведомства, суд наложил обеспечительные меры на 22 объекта недвижимости и шесть иномарок.

«Скажу больше: в ближайшее время суд рассмотрит наше исковое заявление об обращении указанного имущества в доход государства», — пообещал тогда на судебном заседании занимавший пост генерального прокурора Игорь Краснов.
Прокуратура сдержала обещание, и вскоре начались суды о возвращении активов клана Сафонова в доход государства. Однако и близкие экс-полковника оказали ожесточённое сопротивление в суде.
Елена Псел, по сообщению СМИ, заявила, что планирует вернуть себе прославившийся на всю Россию особняк, собирается сама жить там и воспитывать детей. «Там действительно все были настроены очень серьёзно и собирались вернуть себе имущество. Правда, учитывая, что суды до сих пор тянутся и конца не видно, может, кто-то уже успокоился», — сообщил RT источник, близкий к процессу.
Родственникам Сафонова удалось выиграть кассацию в 2023 году, и дело отправили на новый круг. Затем районный суд принял решение изъять «дом с золотым унитазом» у Елены Псел. Однако постановил выплатить ей за это компенсацию в размере 11 млн 740 тыс. рублей.
В кассации прокуратуре удалось оспорить решение по части определения размеров компенсации. По её мнению, экспертиза, оценившая рыночную стоимость земли, была проведена некорректно. В заключении специалиста, представленном прокурором, отмечено, что при определении рыночной стоимости указанного земельного участка не использовались цены идентичных аналогов по региону. Стоимость рассчитали только на основании трёх аналогичных объектов.
«В моей практике это первый случай, когда по коррупционным делам об обращении имущества в доход государства судом присуждается компенсация за счёт казны Российской Федерации. Тем более в столь существенном размере. Из решения следует, что компенсация рыночной стоимости принадлежащего Псел земельного участка обусловлена установленным судом фактом его законного приобретения. Такое бывает только в случае, если оппонент не докажет обратного. С учётом данных обстоятельств суд не мог принять иного решения, так как в доход государства был обращён дом, а он неразрывно связан с земельным участком. Именно поэтому и был разрешён вопрос о выплате компенсации за земельный участок», — объяснил адвокат Рамиль Гизатуллин.
Как он добавил, размер подлежащей выплате компенсации будет определяться исключительно на основании имеющегося заключения эксперта либо нового — повторного, которое может быть назначено судом.
Как следует из материалов дела, общая сумма доходов за 14 лет самого Сафонова, его матери, бывшей супруги и её матери, гражданской супруги Елены Псел и её отца составляет 18 620 532 рубля. Это существенно меньше стоимости активов, найденных прокуратурой, — объектов недвижимости (включая коммерческие площади в торгово-офисном центре) и машин.
Как следует из материалов дела, они приобрели за это время имущества минимум на 130 млн рублей. Это, по мнению прокуратуры, явно свидетельствует об умышленном оформлении имущества на близких лиц, чтобы избежать необходимости его декларировать.
Например, Елена Псел, согласно сведениям из справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также справок по форме 2-НДФЛ, сведениям Пенсионного фонда Российской Федерации, за этот срок заработала 811 946 рублей.



