Траверсы для СТО: как выбрать надежного помощника для работы с подвеской и не только

Машина висит на подъемнике, всё готово к работе, но вот незадача — доступ к нужному узлу перекрыт. Колеса мешают подобраться к подвеске, или сама лапа подъемника стоит аккурат под тем местом, куда надо лезть. Обычное дело, правда? И стоишь, думаешь, как бы извернуться.
А решение-то рядом. Называется «траверса». Эта хитрая штуковина как раз и создана, чтобы элегантно вывешивать переднюю или заднюю ось машины. Причем неважно, на чем она стоит — на четырехстоечнике, ножничном подъемнике или просто над смотровой ямой. Сразу появляется та самая свобода маневра, которой вечно не хватает.
Так что за зверь такой — траверса
Давайте разберемся, что это вообще такое, без заумных терминов. Траверса — это, по сути, еще один маленький подъемник, который живет на вашем основном подъемнике или катается вдоль ямы. Его главная задача — приподнять одну из осей автомобиля, освободив колеса и доступ к нужным агрегатам.
Вот представьте картину: загнали седан на четырехстоечный подъемник для замены тормозных колодок. Стандартные лапы держат машину за пороги. А как колеса снять? Тут-то и выезжает наша героиня — траверса. Подкатывается под балку или рычаги подвески, жмем кнопку — и нужная ось повисает в воздухе. Все, работай — не хочу. Без нее пришлось бы колдовать с домкратами, подставками... Морока, одним словом.
Какие они бывают: гидравлика, пневматика и всякие гибриды
Конечно, траверсы не штампуют под одну гребенку. Они разные. Главное отличие — чем она приводится в движение. Старая добрая гидравлика — самый распространенный вариант. Надежно, предсказуемо, проверено десятилетиями работы в самых разных условиях. Насос качает масло, шток ползет вверх. Просто и эффективно.
Есть еще пневмогидравлические модели. Тут в игру вступает сжатый воздух из вашей магистрали. Он давит на гидравлическую часть, заставляя ее работать. Поднимают такие траверсы обычно шустрее чисто гидравлических. Удобно, если в мастерской хорошая пневмолиния и ценится каждая минута. Какой выбрать? Зависит от того, что уже есть на СТО, какие машины чаще обслуживаются, ну и, конечно, сколько денег не жалко выложить.
Ручные траверсы тоже существуют, приводятся в действие мускульной силой через рычаг или винт. Но это, скажем так, экзотика для серьезного автосервиса. Больше подходит для частного гаража или очень редких, специфических задач. В потоке они просто съедят слишком много времени и сил механика.
Выбираем с умом: не ценой единой жив механик
Покупка траверсы — это не за хлебушком сходить. Ошибка может стоить дорого: либо оборудование будет простаивать, либо, что хуже, создаст опасную ситуацию. Так на что смотреть-то, кроме ценника?
Важных моментов несколько, и лучше пройтись по всем:
- Грузоподъемность. Тут без сюрпризов — должна быть больше веса самой тяжелой оси автомобилей, которые заезжают на сервис. Всегда берите с запасом, процентов 15-20 минимум. Никогда не знаешь, какая машина приедет завтра;
- Высота подъема. Нужно прикинуть, достаточно ли будет хода штока, чтобы комфортно работать под машиной. Мало — будете мучиться, много — может быть избыточно и дороже;
- Тип установки. Принципиальный момент — траверса нужна для смотровой ямы или для установки на конкретный тип подъемника (четырехстоечный, ножничный, плунжерный)? Они не взаимозаменяемы;
- Ширина колеи/база. Траверса должна физически поместиться и свободно перемещаться по вашей яме или направляющим подъемника. Замерьте рулеткой семь раз перед покупкой;
- Тип привода. Возвращаемся к гидравлике и пневмогидравлике. Подумайте о скорости, удобстве, наличии воздуха;
- Конструкция подхватов. Какие лапы у траверсы? Регулируемые по ширине? С какими насадками? Это влияет на универсальность и безопасность установки под разные авто.
Вот этот набор параметров — база для выбора. Гнаться за дешевизной точно не стоит. Хорошая траверса от известного производителя, пусть и дороже, прослужит дольше и избавит от головной боли с ремонтами и простоями. Качество металла, надежность гидравлики, наличие запчастей — все это имеет значение.
Траверса для ямы или для подъемника: две большие разницы
Может показаться, что траверса она и есть траверса. Но нет, дьявол, как всегда, в деталях. Исполнение для ямы и для подъемника — это два разных устройства.
Канавная траверса (та, что для ямы) обычно имеет ролики или колеса, которые катаются по уголкам или рельсам, обрамляющим яму. У нее своя, часто более широкая, рама. Она рассчитана на то, чтобы перекрывать проем ямы и выдерживать нагрузку, опираясь на ее края.
Траверса для подъемника, наоборот, проектируется для установки на специальные платформы или направляющие, которые есть у четырехстоечных или ножничных (в исполнении для развал-схождения) подъемников. У нее другие точки опоры, другая система перемещения. Попытка приколхозить один тип вместо другого — прямой путь к неприятностям. Размеры не совпадут, крепления не подойдут, прочность будет под вопросом. Так что тут строго: для ямы — канавную, для подъемника — соответствующую модель.
Безопасность
Любая работа под машиной, которая весит тонну-другую — это потенциальный риск. И траверса, как часть этой системы, требует самого пристального внимания к вопросам безопасности. Тут компромиссов быть не может, от слова совсем.
Что критически важно? Во-первых, состояние самого оборудования. Регулярный осмотр: нет ли течей масла в гидравлике? Целы ли шланги (особенно высокого давления)? Как работают механические стопоры безопасности? Они должны четко фиксировать траверсу на нужной высоте. Во-вторых, грамотная эксплуатация. Золотое правило: никогда не превышать максимальную грузоподъемность! Машину ставить так, чтобы нагрузка распределялась равномерно, подхваты — строго под штатные точки опоры на кузове или подвеске. Если работа предстоит долгая, или связана с приложением больших усилий (откручивание прикипевших болтов, например) — обязательно используйте дополнительные страховочные подставки.
И конечно, люди. Механик должен четко знать инструкцию по эксплуатации конкретной модели траверсы. Понимать, что можно делать, а что категорически запрещено. Периодический инструктаж, проверка знаний и просто здравый смысл — вот три кита безопасной работы. Экономия на безопасности — самая дорогая экономия.
Обслуживание и уход
Купить и поставить — это только начало. Чтобы траверса служила верой и правдой долгие годы, за ней нужен элементарный уход. Это не требует много времени или каких-то сверхъестественных навыков.
Что входит в джентльменский набор обслуживания? Периодически проверяем уровень гидравлического масла, при необходимости доливаем или меняем (и только рекомендованный производителем тип!). Содержим в чистоте направляющие, по которым она ездит, и сам шток — грязь и абразив убивают уплотнения. Если траверса пневмогидравлическая — следим за состоянием воздушных фитингов и шлангов, не допускаем утечек воздуха. Не забываем смазывать точки, указанные в мануале — оси роликов, шарниры подхватов.
Такой нехитрый уход реально продлевает жизнь оборудованию. Проще потратить полчаса в месяц на профилактику, чем потом терять день или два (и деньги) на ремонте вышедшего из строя узла. Да и работать с чистым, исправным инструментом просто приятнее, согласитесь?
Вместо тысячи слов: когда ловкость решает
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Траверса — это не какой-то необязательный аксессуар, а вполне себе рабочий инструмент, который делает жизнь автосервиса проще и эффективнее. Особенно там, где часто приходится ковыряться в подвеске, тормозах или снимать коробку передач. Экономия времени механика — это прямая экономия денег СТО.
Грамотно выбранная, правильно установленная и регулярно обслуживаемая траверса — это как дополнительные умелые руки в ремзоне. Вложение, которое довольно быстро себя оправдывает, позволяя делать больше работы за то же время. Главное — подойти к делу с головой: выбрать под свои задачи, не экономить на качестве и безопасности, и не забывать про элементарный уход. Вот тогда и работа будет спориться, и оборудование служить долго.
Источник новости - ctomarket.ru



