Система Платон в России работает 5 лет - «ДТП»
Госсистема взимания платы за проезд по федеральным трассам с 12-тонников «Платон» функционирует в России 5 лет: система была запущена 15 ноября 2015 года.
Как сообщает пресс-служба госсистемы «Платон», все поступления с 2020 года по 2022 год направляются на капитальный ремонт более 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят до четырех полос движения. С учетом запланированных работ протяженность отремонтированных за счет средств от «Платона» дорог увеличится до 3,3 тыс. км, число мостов превысит 130. Средства распределяются с учетом мнения грузоперевозчиков на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог».
Капремонт с расширением до четырех полос выполнят на 44 участках федеральных трасс суммарной длиной 600 км в 23 регионах страны. Так, на трассах Р-404 «Тюмень - Ханты-Мансийск» и Р-351 «Екатеринбург - Тюмень» отремонтируют по 80 км, на дорогах Р-217 «Кавказ» и Р-256 «Чуйский тракт» - по 30 км, на трассах Р-242 «Пермь - Екатеринбург» и Р-255 «Сибирь» - более 20 км. Общая стоимость работ составит 79,3 млрд рублей.
Общая длина капитально ремонтируемых мостовых сооружений - более 6 км, объекты расположены на федеральных дорогах в 44 регионах страны. Так, на Дальнем Востоке восстановят 25 мостов, на Северном Кавказе и Юге - 17 путепроводов, в Центральном федеральном округе, Сибири, Приволжье, на Северо-Западе и Урале - более чем по 10 мостов в каждом округе. Среди наиболее крупных объектов - мост через реку Ока на старом направлении трассы М-4 «Дон» в Московской области, мост через реку Зун-Мурино на трассе А-333 в Бурятии, мост через реку Кабарга на трассе А-370 «Уссури» в Приморском крае и мост через реку Вуокса на трассе А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области. Общая стоимость капремонта сооружений - 18,3 млрд рублей.
Ранее за счет средств от «Платона» было построено и отремонтировано более 2 тыс. км проблемных дорог в 40 субъектах страны, 700 км федеральных трасс на выбранных перевозчиками участках и 31 мост в 20 субъектах. Среди наиболее крупных объектов - Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе, мост через Волгу в подмосковной Дубне, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, мост через Терек в Чечне и др.
За все время работы системы в дорожный фонд страны перечислено почти 130 млрд рублей, включая 6,6 млрд рублей штрафов, взысканных с грузоперевозчиков-нарушителей. За минувший год объем поступлений составил 32 млрд рублей, что почти в 2 раза больше, чем за первый год работы системы. По итогам пяти лет 88 % платежей приходится на российские логистические компании, 12 % - на иностранные. Больше всего средств поступает из Центрального федерального округа (40 %), Приволжского (20 %), Северо-Западного (15 %). Из Южного и Северо-Кавказского округов поступает 10 %, из Уральского - 7 %, Сибирского - 6 %, Дальневосточного - 2 %.
В системе более 606 тыс. российских и иностранных грузоперевозчиков зарегистрировали 1,4 млн транспортных средств. Среди владельцев фур 69 % - физические лица, 23 % - юрлица и 8 % - индивидуальные предприниматели. Прирост регистрации за год составит 80 тыс. грузовых машин. В целом среди субъектов страны по зарегистрированным в системе грузовикам лидируют Московская область (почти 87 тыс.), Москва (почти 66 тыс.), Краснодарский край (более 56 тыс.), Татарстан (почти 51 тыс.), Санкт-Петербург (более 48 тыс.). Среди субъектов по регистрации грузоперевозчиков лидируют Подмосковье (более 29 тыс.), Кубань (более 26 тыс.), Москва (почти 17 тыс.), Ростовская область (почти 16 тыс.), Санкт-Петербург (более 14,5 тыс.).
В «Платоне» зарегистрировано более 330 тыс. большегрузов, владельцами которых являются иностранные перевозчики из 101 страны мира. Среди лидеров стран по количеству зарегистрированных машин - Казахстан (более 53 тыс.), Беларусь (почти 42 тыс.), Украина (почти 36 тыс.), Польша (более 27 тыс.).
При этом около 60 % грузовиков в системе - машины иностранных марок, но больше всего зарегистрировано КАМАЗов (30 %). Также лидируют марки Volvo (12 %), DAF (10 %), MAN (9 %), Scania (8 %).
За все время работы оператор системы «РТ-Инвест Транспортные Системы» выдал более 2,2 млн бортовых устройств, владельцы грузовиков оформили свыше 24,6 млн маршрутных карт, почти 40 % из которых приходится на зарубежных перевозчиков. Самая длинная маршрутная карта была оформлена на путь длиной 16,7 тыс. км из Орловской области до Комсомольска-на-Амуре в Хабаровском крае и обратно.
Данные, поступающие с 500 рамок и 100 спецавтомобилей «Платона», бортовых устройств и маршрутных карт, позволяют анализировать целый ряд параметров. Так, на основе этой информации рассчитывается интенсивность перевозок по дням недели и определяются самые загруженные федеральные трассы, что позволяет более точно планировать ремонт и расширение дорог и отдельных участков трасс.
Кроме того, в условиях пандемии коронавируса экономическую активность перевозчиков анализировали на основе данных госсистемы. Для этого ежедневно формируется индекс «Платона» - соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019. Спад в апреле составил -19,8 %, по итогам октября разница пробега сократилась до -0,9 %, а в первые две недели ноября общий километраж грузовиков превысил значения прошлого года на 2 %. При этом логисты (сборные грузы), ритейл, перевозчики из строительной, перерабатывающей и сельскохозяйственной отраслей - в лидерах по росту пробега, начиная с июля.
Сейчас тариф в «Платоне» составляет 2,20 рубля за 1 км пути, информирование о ежегодной индексации платежа на уровень инфляции учитывает требование перевозчиков о предсказуемости тарифа. Так, ранее был обнародован прогнозируемый размер платы - 2,31 рубля за 1 км. Но точный тариф опубликуют на сайте Росавтодора с 10 по 20 января 2021 года после публикации Росстатом индекса потребительских цен за 2020 год.
В сообщении отмечается, что по решению Правительства РФ до 2025 года порядка 20 тыс. км региональных дорог станут федеральными, что увеличит протяженность федеральной сети почти на 40 %. Контроль и мониторинг на переданных дорогах обеспечат 155 дополнительных рамок и еще 30 автомобилей контроля. Помимо этого, оператор «Платона» разработал и успешно протестировал новое решение для машин контроля. Их сканеры и камеры фотофиксации позволяют одновременно выявлять нарушителей в обоих направлениях движения, захватывать потоки с большим количеством полос.
Платон
федеральные трассы
региональные дороги